Автор: Агапкин В.И.

 

Славянка

Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом — шагал на Берлин,
Он с солдатом прошел до Победы
По дорогам нелегких годин.

А.Федотов. «Прощание славянки»
(слова 1974 года)

Мелодия длиной в столетие.

Мелодию марша «Прощание славянки» знают многие. Но автор этой замечательной музыки — Василий Иванович Агапкин — в наши дни незаслуженно забыт.

Родившийся в 1884 году в Рязанской губернии мальчик рано лишился родителей и вынужден был самостоятельно искать возможность прокормиться. В 10 лет Вася Агапкин связал свою судьбу с армией и с музыкой, что впоследствии стало делом всей его жизни. Именно в этом возрасте, благодаря безупречному музыкальному слуху, Вася вошел в число воспитанников военной музыкальной команды. Маленький музыкант быстро стал одним из лучших исполнителей своего подразделения. К 1912 году, когда на Балканах началась война, за плечами Агапкина уже была служба в армии и музыкальное училище. Патриотический порыв и выросшее за годы обучения сочинительское мастерство помогли молодому композитору создать произведение, ставшее поистине бессмертным.

«Прощание славянки», являясь по своей сути военным маршем, стало на долгие годы перронно-вокзальным мотивом, музыкой, под которую русские женщины провожали своих мужчин на войну. Тревожная мелодия, изначально написанная в минорной тональности без слов, всегда находила живейший отклик в душах людей. В ней слышались: тоска расставания с близкими и тревога за дальнейшую судьбу; плач жен и матерей; надежда на скорейшее возвращение мужей и сыновей. Не случайно марш Агапкина был очень популярен и в годы Первой мировой войны, и в годы Гражданской. К тому времени музыка уже обрела несколько вариантов текстов. Большой популярностью пользовался марш «Прощание славянки» среди белогвардейцев, что в будущем сослужило ему плохую службу — долгие годы он был под запретом. Но музыка, получившая всенародное признание, и продолжавшая звучать в сердцах миллионов, не могла быть забыта. Став звуковым сопровождением к фильму «Летят журавли», марш снова вернулся к людям. До сих пор эта музыка исполняется военными духовыми оркестрами, звучит на вокзалах разных городов и стран, исполняется на разных языках.

А молодой композитор Василий Агапкин продолжал свою военно-музыкальную карьеру. За долгую жизнь Агапкин написал около 50 произведений, среди которых военные марши, танцевальная музыка и инструментальные пьесы. Капельмейстер Красного гусарского полка в годы Гражданской войны, военный дирижер батальона ВЧК в Тамбове, глава военно-духового оркестра в Москве — вот лишь немногие вехи его биографии. Великую Отечественную войну 58-летний интендант 1-го ранга Василий Иванович Агапкин встретил в должности начальника духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского НКВД СССР. Именно первый, самый тяжелый и суровый год Войны, стал для Агапкина наиболее знаменательным.

7 ноября 1941 года в Москве, у стен которой стоял матерый враг, было решено провести военный парад на Красной площади. Главным дирижером сводного оркестра, созданного из отдельных групп музыкантов, был назначен В.И.Агапкин. Событие это носило политический характер, и ударить в грязь лицом было совершенно невозможно. Главным в организации парада было соблюдение строжайших мер секретности, чтобы не позволить гитлеровцам сорвать запланированное мероприятие.
 
Из воспоминаний В.И.Агапкина:
«2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову.
— 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, — объяснил Синилов, когда я явился к нему. — Правительство возложило на Вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало?
— Мне необходимо не менее двух дней, — ответил я, — прошу Вас провести репетиции в казармах…»
Из соображений конспирации проводить подготовку оркестра непосредственно на Красной площади было невозможно, поэтому три репетиции, предшествовавшие параду, прошли в манеже Хамовников. Принимающий парад маршал С.М.Буденный посещал эти оркестровые тренировки, чтобы послушать звучание сводной музыкальной команды.
День 7 ноября выдался холодным и ненастным: накануне выпал снег и ударил мороз. Инструменты замерзали, пальцы теряли чувствительность, поэтому музыканты играли по очереди, отогревая в промежутках окоченевшие руки и инструменты за пазухой. Дирижер, как статуя, не шевелясь, стоял на своем возвышении. Двигались только его руки, руководившие работой всего оркестра. Одна за другой звучали мелодии: «Встречный марш», сигнал «Слушайте все!» и «Интернационал». После торжественной речи началось прохождение пеших войск. Темп движению задавали марши, исполняемые оркестром Агапкина: «Парад», «Герой» и «Ленинский призыв». Перед выходом на Красную площадь конницы оркестранты должны были переместиться и уступить ей дорогу, но в этот момент дирижер понял, что ноги его примерзли к помосту и он не может сдвинуться с места.

Под звуки стремительной мелодии «Кавалерийская рысь» лошади с наездниками проследовали в рядах участников парада. Оркестр и дирижер не подвели, войска и техника, под звуки маршей прошедшие по Красной площади, уходили на фронт.

Вскоре и Агапкин покинул Москву, отправившись в эвакуацию вместе с Московским военно-техническим училищем. В 1943 году он вернулся в столицу, а 24 июня 1945 года Василий Иванович принимал участие в параде Победы, на котором он выступал помощником главного дирижера огромного сводного оркестра. Ему было поручено руководить фанфаристами и барабанщиками.

Из воспоминаний А.В.Свердловой, дочери В.И.Агапкина:

 «… на параде Победы 24 июня 1945 года отец руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались фашистские штандарты под стены Мавзолея…»

 

В послевоенные годы полковник В.И.Агапкин был главным дирижером образцово-показательного духового оркестра Министерства государственной безопасности СССР. 62 года своей жизни этот талантливый музыкант, композитор и дирижер шел в ногу с военной музыкой. Умер Василий Агапкин в 1964 году, а на его надгробном памятнике, даря бессмертие своему создателю, высечены первые ноты марша «Прощание славянки».

Источник: http://pobeda.elar.ru/